Визуальный язык или секреты графического дизайна
Визуальный язык – так часто называют графический дизайн. Учеными давно доказано, что органами зрения человек воспринимает 86% коммуникации. Все потому, что визуальное сообщение посредством формы, фактуры, цвета и т.д. тонко воздействует на психику, заряжая послание определенной эмоцией, что, в свою очередь, формирует у потребителя устойчивое мнение, лояльность к продукту, способствует запоминанию. То есть способствует продвижению. Проще говоря, графический дизайн — это искусство воплощения смысла в зрительном образе для налаживания коммуникации между производителем и потребителем. Термин «графический дизайн» появился в 1922 году, его придумал американский дизайнер Уильям Аддисон Двиггинс. Но графический дизайн зародился гораздо раньше - на заре человеческого существования и проявился в наскальных рисунках, графике на камнях, папирусах, свитках, а позже в иллюстрированных рукописях. За прошедший век различие между рекламой, искусством, графическим дизайном и искусством исчезло. Все они содержат общие элементы, стили, принципы и практики. Современный дизайн начался с середины прошлого века с таких известных личностей как Адриан Фрутигер (дизайнер шрифтов Frutiger и Univers), Пол Рэнд (пионер айдентики), Йозеф Мюллер-Брокман (создатель плакатов). Новейшие технологии значительно расширили возможности дизайнеров наших дней, позволив им создавать не только печатную информацию, но также видео графику, 3d анимацию.
В современном мире без графического дизайна никуда, графика повсюду. Оглянитесь вокруг и вы увидите – графический дизайн окружает нас повсюду: это обложки книг, телевизионные заставки, почтовые марки, дорожные знаки, журналы, билборды, сайты, визитки, бренды… И задача графического дизайнера не просто создать красивую картинку. Специалист должен суметь сотворить такой визуальный образ, чтобы аудитория начала взаимодействовать, реагировать, запоминать ваши товары или услуги. Здесь стоит сказать о важности первого впечатления. Изначально найдите хорошего дизайнера, который создаст эффектную и эффективную графику, не экономьте на этом, ведь поправить имидж после некачественной графики (визиток, сайтов и т.д.) очень непросто. Препятствием для понимания визуального послания могут быть национальные, возрастные, гендерные различия и еще масса других причин. Дизайн должен быть понятным, простым, но не банальным. Визуализировать смысл недостаточно для того, чтобы наладить устойчивую коммуникацию с аудиторией, зрителя необходимо заинтересовать. Понятное, но скучное визуальное сообщение не привлечет внимания, не вызовет отклик, ведь все обыденное и неинтересное наш мозг воспринимает как стереотипную часть реальности, а потому проскальзывает мимо, не фокусируясь. Со сложными визуальными образами та же беда – запутанные послания аудитория просто проигнорирует. Поэтому дизайнер должен решить довольно нелегкую задачу: не перемудрить с визуализацией идеи и в то же время не подать ее банально. А как определить качественный дизайн? Понять эффективность графического дизайна поможет покупатель, который либо поверит визуальному посланию, либо нет, либо купит ваш товар, либо купит другой. Но, если ваши надежды на повышение продаж не оправдались, не спешите перекладывать вину на дизайнера. Рассмотрим классический вариант коммуникативной цепи: бизнесмен-маркетолог-дизайнер-потребитель. Дизайнер интерпретирует идею, сформулированную маркетологом и задуманную бизнесменом. Дизайн может быть креативным и безупречным по качеству, но абсолютно нерабочим из-за неправильной маркетинговой стратегии. Запомните: дизайнер не придумывает вам продающие идеи, он переводит в визуальный образ то, что вы попросили. Поэтому ответственность за провальный проект лежит в равной степени на дизайнере и на заказчике. Вот почему так важно выстроить партнерские отношения между всеми участниками проекта, выбрать правильную проектную стратегию, разработать творческий бриф, чтобы единым фронтом одержать победу в борьбе за покупателя.
Графический дизайн нашел свое применение в маркетинговых, культурных, экономических коммуникациях. Основные элементы графического дизайна – это визуальный образ текст, время, пространство, движение, интерактивность. Графический дизайн классифицируется по разделам:
1. Рекламная продукция (плакаты, бигборды и т.д.)
2. Дизайн журналов, книг, газет, типографика, шрифты, каллиграфия
3. Логотипы, бренды, товарные знаки, корпоративный, фирменный стиль.
4. Системы ориентации, визуальные коммуникации.
5. Дизайн упаковки.
6. Визуализация телевизионных программ.
Web – дизайн
Web-дизайнер отвечает за то, как выглядит и воспринимается сайт. Его задача – придумать навигацию по сайту, баннеры, логотипы, прочие графические элементы, определить, где будет размещен текст. Но стилевое оформление проекта должно учитывать специфику Интернета. То есть оформление должно быть не только стильным и продуманным, но и отвечать стандартным требованиям, предъявляемым сетью. Дизайнер при разработке сайта также должен учитывать время его загрузки. Web-дизайнер должен обладать не только художественным чутьем, но также владеть языком HTML, знать программирование, разбираться в базе данных. В отличии от визуального дизайна, в веб-дизайне основное внимание уделяется взаимодействию, то есть специалист всегда стремится больше к удобству пользователей, оценивает, как графические элементы влияют на интерактивность. И если визуальный дизайнер больше сосредоточен на творчестве и креативе, то веб-дизайнер фокусируется на том, чтобы все элементы дизайна функционировали вместе как система.
Сайт – это площадка, которая взаимодействует с аудиторией и если пользователям что-то не нравится или что-то не работает, как правило, веб-дизайнер об этом знает. Во-первых, пользователи могут сообщать об этом в комментариях. Во-вторых, веб-дизайнер использует специальный сервис, с помощью которого выясняет аналитические данные по сайту: трафик, переходы по ключевым словам, популярность контента и т.д. Это дает ему возможность корректировать работу, что-то исправлять, добавлять. То есть оформление сайта – это, как правило, не одноразовая работа, а проект, требующий постоянного внимания дизайнера. И в этом еще одно отличие веб-дизайна от прочих дизайн-направлений.
Брендинг – это творчество, основанное на глубоком понимании рынка. Создание бренда – достаточно сложный процесс, непрофессиональная работа может дорого обойтись заказчику, в то время как успешный брендинг укрепит ваши позиции на рынке, повысит продажи, статус, громко заявит о вашей компании, запомнится потребителям. Понимая это, компании не экономят на создании айдентики и обращаются только к профессионалам.
Начало работы над брендом обычно начинается для разработчика со стандартных вопросов:
- для кого? – определяем потребительский сегмент
- зачем? – выявляем выгоду для покупателя
- для чего? – для какой цели нужен этот бренд
- кто конкуренты?
Ответив на них, специалист разрабатывает стратегию бренда. Стратегия определяет, как товар изготавливается, классифицируется, упаковывается, рекламируется, выставляется и называется. В основу бренда, как и в последующую рекламную кампанию, как правило, ложится идея, воплощающая преимущества бренда и обещания, которые дает производитель. Поиск такой идеи – настоящее творчество, требующая от разработчика таланта, оригинальности и креативности. При этом следует помнить, что даже если у компании целый ряд преимуществ, сосредоточиться следует на одной, которую должен усвоить потребитель, перегружать бренд идеями и смыслами – значить навредить. При создании бренда также полезно изучить бренды конкурентов, чтобы избежать повторений и учесть ошибки и просчеты, допущенные другими.
Каждый элемент бренда создается профессиональным дизайнером, знающий законы композиции и законы восприятия графических изображений. К примеру, давно известно, что теплые цвета способствуют пищеварению, их активно используют производители продуктов. Анимация располагает к себе, делает товар «дружелюбным». Звуковой символ бренда создают саунд дизайнеры, они также должны знать и учитывать особенности рекламного озвучивания и выбирать музыкальные стили, ориентируясь на потребительский сегмент.
Название товара – самый важный компонент бренда, имеющее доминирующее значение. Для создания нейминга проводится лингвистический анализ, он позволит сравнить придуманное название со словами и морфемами. В случае, если компания выходит на международный рынок, также следует провести лингвистический анализ на предмет негативных ассоциаций на языке той страны, где это бренд планирует появиться. Идеальное название должно нести положительные ассоциации, быть приятным на слух, легким для произношения, запоминающимся.
До выхода бренда на рынок обязательно проводится его предварительное тестирование. Разработчики представляют потребителям различные варианты изображения и дизайна и оценивают их отношение. Такой маркетинговый тест позволяет определить оптимальный вариант бренда.
Дизайн рекламы
Несмотря на то, что реклама все больше уходит в диджитал, баннеры по-прежнему популярны. Создать идеальный, работающий баннер, можно, следуя основным правилам, которые должен знать каждый дизайнер, работающий с наружкой. Привлечь внимание. Выделиться из общей массы. Быть замеченным.
Грамотно подобранное изображение поможет прорваться через информационный хаос, завладев вниманием аудитории, передав идею и настроение рекламы. Идеальный баннер отражает стратегию и создает прочные эмоциональные связи. Добиться этого стремится каждый дизайнер, но удается это только опытным и талантливым специалистам.
Дизайн телеканалов
Оформление телевизионного канала подразумевает создание такого внешнего облика, чтобы зритель, переключившись на канал, моментально понял, что он смотрит. Узнаваемый логотип – самый важный элемент телевизионного дизайна. Его предназначение – быть узнаваемым, но ненавязчивым, стильным, но не отвлекающим, оригинальным, но не раздражающим.
Заставки и промо-ролики канала разделяют программы и рекламные блоки. Все это в целом создает единый и узнаваемый стиль телекомпании. Если заставка понравится и заинтересует зрителя, он не переключит канал, в то время как блеклая неоригинальная заставка создаст такое же впечатление о передаче. Создание телевизионных заставок – занятие довольно непростое. Разработчик должен придерживаться определенного стиля и реализовать некую идею, уложившись максимум в 5 секунд. Будет ли заставка интересной, «цепляющей», целиком зависит от таланта дизайнера. В последнее время телевизионные заставки создаются с помощью 3d графики, анимации. Новые технологии позволяют дизайнерам экспериментировать и создавать креативные, зрелищные заставки.
Дизайн журналов, книг, брошюр.
В задачи дизайнера, занимающимся оформлением журналов, газет или книг, входит разработка сетки верстки, стилистики каждой рубрики, создание графических элементов, кадрирование изображений, создание обложки.
Журнал всегда оформляется с учетом основной концепции и главной темы номера. Это усиливает эффект запоминания материала. Дизайн подчеркнет важность отдельных статей и значимость рубрик в целом. Эффектный дизайн повысит популярность издания, привлечет читателя, и станет отличной рекламной площадкой, приносящей немалую прибыль как издателю, так и рекламодателю.
Графический дизайн часто называют коммуникационным дизайном. Его задача – привлечь внимание, впечатлить, донести идею через образы. Известны случаи, когда объект графического дизайна получается настолько сильным по визуальному воздействию, что становится произведением искусства. И это должно стать вдохновением для других дизайнеров.