Саунд дизайн: создание звукового пространства

Профессия «дизайнер» давно стала популярной и привычной. Но сочетание «дизайнер звука» достаточно ново и необычно и у многих вызывает удивление. Разве можно оформить звук – колебания воздушных волн? Каким образом возможно смоделировать его дизайн? Представьте себе: можно. И самое главное – нужно. Звуковой дизайн – это создание аудиовизуальных объектов. Дизайнер интерьеров создает предметное пространство в соответствии с пожеланиями заказчика, модными тенденциями, стилем. Дизайнер звука делает почти то же самое: моделирует звуковое пространство, соблюдая жанр и специфику конкретного материала, его художественного строя, характера персонажей и т.д.

Современную рекламу, фильмы, видеоролики и видеоигры невозможно представить без звукового оформления. Необычные звуки, созданные саунд дизайнерами – взрывы, рев моторов таинственный шум фантастических миров, звон мечей и т.д.  – это то, что делает действие на экране захватывающим, эффектным, динамичным. От звука зависит приятие, качество и во многом успех мультимедиапродукции. Возможности новейшей аппаратуры вывели запись и обработку звука на качественно новый уровень, который отличает не только точное звуковоспроизведение, но и возможность высококачественного моделирования звука, а также создание новых синтезированных звуков.

видеоигра теннис

Саунд дизайн востребован на телевидении, в кино, на радио, игровой индустрии и театральном искусстве, мультипликации, рекламе, современной музыке. Для каждого вида конечного продукта звуковое оформление имеет свои особенности.

Для создания саунд дизайна мало быть технически подкованным. Здесь важно также творческое начало. Дизайнер звука должен хорошо разбираться в режиссуре, драматургии, актерском мастерстве и чутко чувствовать взаимосвязь экранного действия и звукового сопровождения. Например, зная особенности акустики, воздействия звука на психику, саунд дизайнер создает особое оформление фильмов-ужасов, от звуков которого у зрителя кровь стынет в жилах. И совсем не будет преувеличением назвать саунд дизайнера волшебником, ведь из разнообразной звуковой мозаики он чудесным образом создает целостное аудиальное произведение, погружая в него зрителя и слушателя.

Некоторые звуки пишутся в микрофоны с «натуры» - звуки водопада, морского прибоя, уличный шум, пение птиц, смех, после чего обрабатываются в студии. Но многие звуковые спецэффекты в современных медиапродуктах – это генерируемые звуки: взрывы, удары, скрежет и т.д. Саунд дизайнер связывает видеоряд с конкретными звуками, которые слышит зритель. Особенность современные фильмов, мультфильмов и игр – сверхреалистичность. Многого, что мы видим на экране, не существует в природе. Это вымышленные вселенные, космические корабли, монстры, фантастическое оружие и т.д. И все это должно как-то звучать. И задача саунд дизайнера понять, какие звуки или голос должны принадлежать тем или иным предметам и персонажам и создать такой звук, чтобы зритель не усомнился в его подлинности.

Работа саунд дизайнера достаточно кропотлива – порой на озвучивание пятиминутного видео специалист может потратить целый день. Саунд дизайн – это постоянные эксперименты со звуком, а хороший специалист по обработке звука – новатор, увлеченный своим делом.

За последние два десятилетия кино- и видеоиндустрия совершила значительный рывок в том, что касается визуальных спецэффектов, видеографике, качества изображения. Естественно, это дало толчок и для развития звукового оформления. Кино, видеоигры, мультфильмы и другие мультимедиа продукты требовали новых звуковых решений. Возможности современной аппаратуры позволяют создавать необычные звуковые элементы при помощи синтеза и обработки, а также высококачественного моделирования звука.

звуковая аппаратура

Профессия «саунд дизайнер» находится на пересечении специальностей звукорежиссера, звукооператора и монтажера звука. Дизайнер занимается разработкой, отбором и организацией звукошумового материала, размещении звука в структуре аудиовизуального проекта. Специфика этой профессии заключается в умении дизайнера найти адекватные решения задач, связанных со звуковым оформлением визуального ряда всеми доступными способами. При этом саунд дизайнер должен не только создать привлекательный продукт, но и соблюсти особые технологические требования, необходимые для дальнейшего использования материала. Специалист должен учесть стилевые и жанровые особенности проекта, его технические параметры, исходные звуковые материалы и применить различные технологии записи и обработки звука. Дизайнер звука, отбирая необходимые шумы, звуковые эффекты, находит звуковое решение проекта и создает звуковой образ аудиовизуального произведения. В совместной работе с режиссером он формирует звуковые драматургические акценты, лейтмотивы, записывает фоны, шумы, после чего размещает их в звуковой дорожке видеоматериала в соответствии с изображением. Как видите, саунд дизайнер – очень важный специалист, от грамотной работы которого зависит качество готового продукта. Именно поэтому в наши дни профессия саунд дизайнера получила должную оценку и поддержку. Многие авторитетные международные организации и фонды ежегодно вручают премии за лучший звуковой дизайн кино, видеоигр, театральных постановок, мультимедийных программ и рекламы.

Задачи дизайнера звука крайне разнообразны – от короткого рекламного ролика на радио до звукооформления кинофильма. Для этого специалист использует средства монтажа, звукотембрального синтеза, обработки звука. Саунд дизайнер работает со звуковыми эффектами и шумами, создавая из них многослойные композиции в соответствии с видеорядом. При этом каждый звуковой эффект представляет собой комплексный многослойный звуковой микс, состоящий из звуковых платов. Специалист совмещает и микширует пласты, создавая из исходных элементов совершенно новые звучания. Звуковой дизайн отличает многослойность звуковых пластов. Технологическое усовершенствование систем звукозаписи и звуковоспроизведения сделало доступным реализацию многослойности в звуковой дорожке фильма. Звукоусилительные комплексы современных кинозалов позволяют воспроизводить в высоком качестве широкий спектр звуковых частот, создавая эффект достоверного реалистичного звучания.

Саунд дизайнеры используют библиотеки звуков, записывают и обрабатывают звукошумы, добиваясь наилучшего сочетания визуальной и звуковой композиции. Шумы и звуковые эффекты в современных видеоматериалах имеют многопластовую структуру. Один звуковой эффект может состоять из нескольких пластов, состоящих из разных частот, тембра и динамики. Благодаря многослойной структуре звука, зрители слышат эффектные взрывы, удары, акустические фоны и т.д. Чем больше звуковых пластов используем саунд дизайнер, тем насыщеннее получается звуковая дорожка материала. Многопластовые звуковые дорожки в наши дни стали стандартом, в результате чего возросли и требования к работе специалистов по звуку. Создавая многослойные звуковые дорожки, саунд дизайнер стремится к тому, чтобы создать уникальное звуковое пространство, способное перенести зрителя в реальность, создаваемую действием на экране.

сведение звука

А теперь немного о звуке в рекламе. Это, надо сказать, совершенно отдельная история. Во второй половине двадцатого века психологи и маркетологи приступили к активному изучению воздействия музыки на поведение покупателей. В результате исследований выяснилось, что именно звук оказался одним из самых эффективных инструментом для программирования потенциальных клиентов. Так, согласно полученным данным, на слух человек запоминает 70% информации, зрительно – 72%, а в совокупности оба канала восприятия дают 86% усвоения материала. При этом изображение в памяти удерживается всего 1,5 секунды в то время, как звуки – 5 секунд! Исследования показали, что устный рассказ о преимуществах товара гораздо эффективнее убеждает потребителей, чем изображение. Кроме этого, выяснилось, что на покупательскую активность влияют также малейшие звуковые нюансы. Маркетологи выяснили, что фоновая музыка, тембр и интонация голоса, громкость мелодии, инфразвуки оказывают прямое психологическое воздействие на потребителя.

Как известно, эмоциональная память наиболее долгосрочна. Создатели рекламы используют эмоции и манипулируют настроением аудитории. Так, например, тревожная, угнетающая музыка в рекламе обязательно переходит в легкую и радостную мелодию, подсознательно ассоциируя рекламируемый продукт с избавлением от тревоги, проблем, боли. Чаще всего такой прием используется в рекламе лекарственных средств. Иногда в рекламе используются даже инфразвуки. Зритель не может их слышать, но обязательно ощутит их влияние: они вызывают чувство паники, тревоги, страха.

Привлечение и удержание внимание – одна из основных функций рекламы. Но с каждым годом добиться внимания аудитории все сложнее – современный потребитель пресыщен всевозможными образами, его трудно увлечь. Поэтому многие маркетологи делают ставку на звук.

Как показали эксперименты, высокие голоса в рекламе раздражают слушателей. Именно поэтому чаще всего ролики озвучивают мужчины, в то время как женские голоса используются для озвучивания женских ролей. Американские исследователи также пришли к выводу, что мужчины более восприимчивы, как ни странно, к мужским голосам.  Объясняется это тем, что естественная мелодичность женской речи, делает их голоса более сложными, что требует от мужчин-слушателей большей активности мозга. Громкость – тоже немаловажный фактор. В американской психологической лаборатории выяснили, что большее доверие у людей вызывают голоса, звучащие громче на фоне остальных всего на полдецибела.

Безусловно, саунд дизайнер должен учитывать все эти факторы. Звуковое оформление рекламы должно быть не только высококачественным, но и креативным, искренним, чувственным. Перед саунд дизайнером нередко стоит задача найти эксклюзивный звук, характерный для рекламируемого товара. У настоящего профессионала всегда есть собственная библиотека семплов, которую он регулярно пополняет.

Часто заказчики требуют «особого булькающего» звука в рекламе напитков, «уютного» щелчка кофеварки, «солидного хлопка» автомобильной дверцы и т.д. И дизайнер должен создать звук не только именно таким, каким слышится он заказчику, но и благозвучным и приятным для слушателей.

Итак, грамотное звуковое и музыкальное оформление способно: мотивировать, впечатлять, внушать, призывать, вовлекать, вводить в транс, гипнотизировать…

звуковая волна

Правильно и «вкусно» выполнить саунд дизайн видеоматериала может только настоящий профессионал. А настоящий профессионал по обработке звука это человек:

Имеющий музыкальный слух

Любознательный

Креативный

Творческий

Настойчивый и целеустремленный

Постоянно изучающий звуки, их природу и экспериментирующий с их созданием!

Специальность саунд дизайнера, как и многих других медиа-профессий, включает в себя несколько видов деятельности: разработку концепции, техническую реализацию, работу с режиссерами, актерами, дикторами, музыкантами. Все это направлено на создание погружающего иммерсивного звука, который захватывает и покоряет зрителя. Саунд дизайнер — это увлеченный человек. Каждая новая обработка должна вызывать неподдельный интерес, удовольствие и желание экспериментировать.